Что стоит за новой сирийской конституцией?

Cover_pic_1

بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Первое, что заботит Запад на всех конференциях по сирийскому вопросу все эти годы от Женевы до Сочи и Астаны, это конституция Сирии.

Но какова история сирийской конституции? И какие самые важные изменения были в неё внесены? Почему после великой революции, во время которой произошли кровопролитные бои по всей Сирии и были принесены огромные жертвы ради свержения режима, а не только его конституции, именно вопрос конституции так волнует Запад?

После Первой мировой войны эмир Фейсал ибн Хусейн в 1918 г. вторгся в Сирию. Когда он узнал, что Сирия была отведена Франции согласно договору Сайкс–Пико, то в 1919 г. попытался собрать т.н. «Генеральную Сирийскую конференцию», на которой присутствовало около 90 представителей, избранных в качестве первых делегатов согласно османской системе. Мухаммад Фаузи-паша аль-Азм был избран председателем конференции, а после его смерти ему на смену пришёл Хашим аль-Атаси. На конференции было заявлено о независимости арабской Сирии от Османского Халифата под названием «Сирийское арабское королевство» с 08.03.1920, а эмир Фейсал был признан её королём. После этого Фейсал предложил учредить комитет по формированию конституции нового королевства. В комитет вошло 20 человек. Первая конституция состояла из 147 статей и была официально издана 13.07.1920 под названием «Основной закон».

Согласно новой конституции, Сирия объявлялась светской конституционной монархией, не имеющей централизованного управления, предоставляющей политические и экономические свободы, а также права религиозным меньшинствам. Однако Союзные государства (Антанта) не признали этого нового политического образования. Франция видела в Фейсале сторонника Британии, и по этой причине она решила изгнать его из Сирии, что и сделала. 25.07.1920 начались боевые действия между сирийскими и французскими войсками. Сирийские войска проиграли, и через три дня, 28.07.1920, французские войска вошли в Дамаск и полностью оккупировали Сирию, после чего начался период французского мандата в стране.

Потом вспыхнула Великая сирийская революция, в результате которой пришло Учредительное собрание, которое сформировало Конституционный комитет под председательством Ибрагима Ханану. В комитете участвовало 27 человек, были изданы экземпляры конституции Сирии, основанной на французской конституции образца 1875 г. Конституция была утверждена в 1930 г. В ней прописывалось формирование первой Сирийской Республики, однако в связи с событиями, связанными со Второй мировой войной, конституция так и не заработала. Страна была возвращена к прямому управлению Францией. После Второй мировой войны в Сирии началась война за независимость, вынудившая французов окончательно покинуть Сирию. Но французский Верховный комиссар продолжал базироваться в ливанском Бейруте, обладая абсолютными полномочиями в этой стране.

Конечно же, французы выступали против некоторых статей конституции, говорящих о независимости Сирии. Франция настаивала на их отмене, и переговоры вокруг этого вопроса тянулись ещё долго. В 1943 г. в результате поисков решения между генералом Жоржем Катру и сирийским правительством было заключено соглашение о передаче полномочий власти от Франции к сирийскому правительству. Затем были проведены новые парламентские выборы и была претворена конституция с отменой 116 статьи, включавшей полномочия власти французского мандата. Вместе с выходом французов из страны 17.04.1946 Сирия вступила в период государственных переворотов.

После первого военного переворота во главе с Хусни Заимом 30.03.1949 было приостановлено действие конституции и был объявлен всенародный референдум по избранию президента республики с последующей разработкой новой конституции. Хусни Заим учредил комитет из 7 человек, которому было поручено разработать конституцию, отнимавшую множество властных полномочий у парламента и передававшую исполнительную власть главе республики. Позднее, 14 августа 1949 года, Заим был свергнут своим коллегой Сами аль-Хиннави, в результате чего Хашим аль-Атаси был назначен главой государства и в действие пришла конституция 1930 г. как временная мера вплоть до разработки новой конституции…

Несколько месяцев спустя, в декабре 1949 года, Хиннави был свергнут полковником Адибом аш-Шишакли, который продолжил работу над конституцией, принятой 05.06.1950. Новая конституция состояла из 166 статей после того, как были отменены 11 статей, противоречащих ей. Данная конституция отличалась либерализмом в сфере экономики. Затем, в 1951 г., Адиб аш-Шишакли совершил второй переворот и одобрил проект конституции, отдающей большие полномочия президенту, очень похожие на полномочия президента США. 25.02.1954 аш-Шишакли покинул должность главы государства, и Хашим аль-Атаси снова стал президентом, вернув к претворению конституцию 1950 г.

В 1958 г. была утверждена конституция единства с Египтом, состоявшая из 73 статей, согласно которой президенту крупной республики (Египта и Сирии вместе) снова передавались широкие полномочия. Затем, в 1961 г., после военного переворота под руководством Абд аль-Карима ан-Нахляви было избрано Учредительное собрание, цель которого состояла в том, чтобы выработать постоянную конституцию. После избрания Назима аль-Кудси президентом республики снова была утверждена конституция 1959 г. вместе с некоторыми поправками, самые важные из которых — разрешение президенту республики распускать парламент и запрет для исполнительной власти принимать законодательные акты. В 1964 г. произошёл новый переворот под руководством офицеров из партии «Баас», после чего была установлена временная конституция. 23.02.1966 произошёл переворот против правительства, установленного Национальным командованием, а Хафез Асад был назначен министром обороны. В 1970 г. Хафез Асад стал президентом республики, и в 1973 г. была принята конституция Сирийской Арабской Республики. В 1980 г. в текст конституции была внесена первая поправка. В 2000 г. была внесена вторая, позволившая Башару Асаду прийти к власти. В 2012 г. была внесена ещё одна поправка, и конституция практиковалась в таком виде до тех пор, пока всю страну не объяла революция в период т.н. «Арабской весны».

Обратите внимание, что после каждого переворота менялась и конституция. Текст конституции постоянно варьировался в передаче больших полномочий от парламента к президенту или от президента к парламенту, в зависимости от того, кто стоит за переворотом, Америка или Европа. Но ни в коем случае, ни разу, никем из членов конституционного комитета не ставился на обсуждение вопрос о введении конституции Османского Государства, или вопрос о введении Шариата, или чего-то подобного. Этот факт указывает на крайнюю осторожность правителей Сирии при выборе членов конституционных комитетов.

Наступили времена революции, и хоть на территории Сирии больше не было международной борьбы за контроль над ней, а конституция была в чём-то схожа с конституцией США в политической сфере, что не нуждается в доказательствах, тем не менее, США решили привести Россию, чтобы та содействовала формированию новой конституции. Так какие же пункты в будущей конституции будут изменены на сей раз? Или же будет выработана совершенно новая конституция, которая станет служить интересам Запада в будущем, в первую очередь — Америке?

Вначале был сформирован конституционный комитет, в состав которого было определено 50% представителей режима, 30% представителей оппозиции и ещё 20% международных представителей. Потом было предложено сформировать комитет из 50 представителей режима, ещё 50 представителей проправительственной т.н. «внутренней оппозиции» и 50% представителей «внешней» оппозиции, а также иностранных экспертов. Согласно этому распределению, что бы ни было предложено в дальнейшем, становится понятным, какой вид должна иметь конституция. Она будет продиктована Америкой и силой навязана сирийскому народу, чьего мнения никто не спросит, несмотря на семь лет страданий, которые он перенёс. Запад не спрашивает мнение сирийского народа по множеству причин, среди которых неясность идеи, отсутствие в ней твёрдых принципов, иностранное политическое финансирование, множество предательств и т.д.

Конечно же, Запад и режим Асада понимают, что необходимо вначале определиться с некоей формой правления и установить её прежде учреждения или изменения конституции. Однако они настаивают на том, чтобы была принята вначале новая конституция, которая и будет указывать на форму правления, на механизм политических и административных реформ, после чего будет избрана нейтральная группа, следящая «за проведением свободных и честных выборов», как они об этом говорят.

ООН, Россия, Турция и Иран заявили 18.12.2018 о том, что готовы приложить максимум усилий для формирования первого конституционного комитета, который займётся разработкой новой конституции в следующем году в Женеве.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в заявлении от имени государств-гарантов Астанинского соглашения сказал, что участники процесса «согласились приложить усилия для созыва первой сессии конституционного комитета в Женеве в начале следующего года». Официальный представитель госдепартамента США в Вашингтоне Роберт Паладино заявил: «Формирование конституционного комитета укрепит дружбу и сбалансирует отношения между сторонами, станет важным шагом на пути полного прекращения конфликтов и поиска политического решения кризису».

Говорят, что проект новой сирийской конституции был составлен в России, однако правильным будет считать, что он составлялся с одобрения Америки, а значит, этот проект можно назвать российско-американским. Говорят, некоторые стороны опубликовали проект данной конституции с целью разведать то, как воспримут его люди. Разведка была проведена, и теперь ООН готовится к изданию текста конституции, который станет, как мы считаем, в основе точной копией начального проекта. К числу самых важных статей новой сирийской конституции относятся:

Название государства «Сирийская Арабская Республика» было удалено и заменено на «Сирийская Республика».

Исламская юриспруденция перестала быть источником законодательства после удаления статьи, гласящей об этом.

Отсутствует определение религии президента после удаления статьи, гласящей о том, что президентом государства может быть лишь мусульманин.

Арабский и курдский языки признаются равноценными в регионах управления курдской национально-культурной автономии. Каждому региону, согласно закону, предоставляется право использовать наряду с официальным языком также и язык местного большинства, если они будут с этим согласны.

Будет применён принцип «децентрализации властных полномочий» и будет использован термин «ассоциации регионов» вместо термина «местных администраций», которое используется сегодня, с целью предоставления широких полномочий регионам и ограничения центральной власти.

Будет применён термин «Национальная ассоциация» вместо термина «Национальный совет».

Ассоциация регионов является законодательной властью в стране, и она формируется из «представителей административных объединений». Совет представителей заседает отдельно от «Национальной ассоциации». Она может проводить открытые заседания, чтобы избрать или выслушать премьер-министра или президента республики.

Ассоциация регионов может направлять свои законопроекты на рассмотрение Национального совета.

Национальный совет имеет право назначать членов Высшего Конституционного Суда (что входит на сегодняшний день в прерогативу президента), назначать председателя «Национального банка» (который сейчас носит название «Центральный банк») и смещать его с должности.

Выдвигается условие, что кандидатом в президенты Сирийской Республики может быть только лишь человек, достигший сорока лет и имеющий сирийское гражданство. Таким образом, была удалена дополнительная часть условия, согласно которой президентом Сирии должен быть сириец по происхождению, не имеющий жену несирийку.

Президент избирается сроком на 7 лет, и переизбрать одно и то же лицо можно только на второй срок и не более. Избранный президент приносит конституционную клятву перед членами Национальной ассоциации и Ассоциации регионов.

Президент берёт на себя задачу выступать посредником между государственными властями и «государством и обществом»… Проект конституции не признаёт за президентом никакой законодательной власти.

В то же самое время президенту подчиняются вооружённые силы, и он является верховным главнокомандующим… В случае агрессии или опасности агрессии он имеет права предпринять действия по отражению агрессии, сообщая об этом Национальной ассоциации и Ассоциации регионов.

Он также имеет право объявить о всеобщей мобилизации и представить указ о мобилизации Ассоциации регионов… Также он имеет право объявить чрезвычайное положение в стране «с предварительного согласия Ассоциации регионов».

Ассоциация регионов принимает на себя обязанности президента республики в случае вакантности его поста или неспособности президента исполнять свои обязанности, но только после того, как премьер-министр страны так же будет неспособен возложить на себя обязанности президента.

Назначение на должности заместителей премьер-министра и министров должно происходить с «соблюдением пропорционального количества представителей различных конфессий и народов в Сирии и с резервированием некоторых постов для национальных и религиозных меньшинств».

Правительство имеет право, согласно дополнительным полномочиям в этой конституции, заключать соглашения и договоры, предоставляющие иностранным корпорациям право получать лицензию на деятельность в Сирии, а также заключать договоры с целью расходования средств, не обозначенных в бюджете.

У трети членов Ассоциации регионов есть право выразить недоверие правительству, как, например, у Национальной ассоциации. У обеих ассоциаций есть право на совместном заседании выразить недоверие правительству большинством голосов присутствующих членов.

Высший Конституционный Суд:

В состав Высшего Конституционного Суда входит 11 судей вместо 7. Их назначает Ассоциация регионов, хотя раньше их назначал своим указом президент республики.

Предыдущее законодательство остаётся в силе до тех пор, пока в него не будут внесены поправки, соответствующие законам новой конституции, при условии, что эти поправки будут внесены в течение одного года со дня утверждения конституции.

Роль вооружённых сил:

Вооружённые силы «находятся под контролем общества, не вмешиваются в политические интересы и не играют роли в процессе передачи власти»; запрещается организовывать военные операции или действия военного характера за пределами государственной власти.

Однако в ныне действующей конституции роль армии и вооружённых сил состоит в «защите территориальной целостности родины и регионального суверенитета».

Был изменён текст присяги, т.к. оттуда убрали слова о возвеличивании, или указании на «арабский национализм», или «социализм». Текст присяги стал следующим: «Я клянусь придерживаться конституции страны и её законов, уважать и оберегать права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет родины, её независимость и территориальную целостность и всегда действовать согласно интересам народа».

Проект конституции демонстрирует большую тенденцию к свободной экономике. Одна из статей утверждает, что Сирия верит в «свободу экономической деятельности и признаёт частную собственность… государство создаёт на базе рыночных отношений условия для развития экономики, гарантируя свободу бизнеса… гарантируя свободу передвижения капитала и товаров… Природные ресурсы являются имуществом народа».

Самые важные поправки, коснувшиеся конституции, ясно указывают на то, что за ними стоит западное (в основном американское) влияние на будущее Сирии. Мы находим, что все поправки в итоге сводятся к двум основным положениям: возведение сектантской структуры государства при поддержке властей и спешная децентрализация (федерализация) регионов страны самым доступным конституционным образом.

Специально складываются такие условия, которые будут способствовать развитию этих двух положений. Государство будет лишено исламского и арабского окраса на официальном уровне. У президента не будет больших полномочий. Это облегчит процесс реформы правления. Также сирийцам, получившим воспитание и образование на Западе, будет облегчена процедура прихода к власти в Сирии. Смена термина «Совет» на «Ассоциацию» так же направлена на облегчение разделения страны. «Совет» является представителем государства в виде людей, собранных со всех регионов, а «Ассоциация» является собранием людей, представляющих только свой регион, т.е. в случае разделения страны всем регионам останется только лишь отделиться от Ассоциации, и каждый из регионов будет представлять сам себя конституционным образом. Это чревато распадом страны на части.

Сначала был искажён вектор революции, и она была переведена с борьбы против режима на соперничество за право разделить власть вместе с ним. Запад смог использовать в своих целях политическое невежество повстанцев, предательства и сам режим Асада для возведения государства, действующего в интересах Запада, потому что при такой конституции Запад может в любой момент, когда пожелает, расколоть страну на части, что означает разделение её ресурсов, армии и потенциалов. С такой же лёгкостью Запад может разжечь в Сирии сектантские распри, когда пожелает, потому что сама конституция тому способствует и юридически эту раздробленность закрепляет.

Поэтому мы призываем сыновей нашего народа не сдаваться тому, что предлагает нам Запад, как и не отдавать управление этой страной тем, кто является первыми предателями, не имеющим в основе никакой политической идеи. Они — всего лишь пешки, которыми играет Запад, угрожая ими самому нашему существованию как Уммы, единству наших земель и безопасности нашей религии, которую на протяжении столетий он не смог победить или исказить, а поэтому посредством этих предателей он пытается исказить то, что может исказить, шаг за шагом.

Мусульмане! То, что происходит сегодня в Сирии, произойдёт в дальнейшем и в других наших странах. Идея разделения наших земель на мелкие государственные образования, неспособные принимать самостоятельные решения без иностранной помощи, претворяется Западом на практике с целью сохранить своё влияние над ними и их богатствами сегодня, завтра и послезавтра… Такое обстоятельство требует о нас не сдаваться планам Запада. Вместо того, чтобы соглашаться с ним, мы должны действовать наоборот, двигаясь в диаметрально иную сторону. Мы должны объединиться вокруг нашей идеологии, религии и акъыды, поспешить сотрудничать с теми, кто имеет такие же взгляды, т.е. желает восстановить наше государство Халифат, отнятое некогда Западом, которое он запретил нам иметь и править согласно нашей религии с 1924 г. так, что мы забыли даже, что имеем совершенную Конституцию от Аллаха, пригодную на все времена и обстоятельства.
Сегодня мы живём в период тиранического правления, о котором упоминал Посланник Аллаха (с.а.с.), а значит, после этого правления наступят времена Праведного Халифата, о которых также упоминал Посланник Аллаха (с.а.с.).

Вывел имам Ахмад от Нумана ибн Башира (р.а.):

تَكُونُ النُّبُوَّةُ فِيكُمْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا عَاضًّا، فَيَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ الله ُأَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ مُلْكًا جَبْرِيًّا، فَتَكُونُ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَكُونَ، ثُمَّ يَرْفَعُهَا إِذَا شَاءَ أَنْ يَرْفَعَهَا، ثُمَّ تَكُونُ خِلَافَةٌ عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ، ُثمَّ سَكَتَ

«Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно исчезнет. Затем наступит период Халифата, основанного на методе пророчества. Он так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период злой монархии, которая так же продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период деспотичного правления, которое продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем вновь наступит период Халифата, основанного на методе пророчества», — после чего он замолчал».

Сыны Уммы! Помогите Хизб ут-Тахрир и пойдите вместе с ним, потому что это единственная партия, старающаяся установить Халифат с 1953 г. Хизб ут-Тахрир давно разработал проект конституции, соответствующий Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (с.а.с.), чтобы вернуть нам былые величие и славу, восстановив исламский образ жизни ради довольства Аллаха, дабы защитить нашу религию, единство и будущие поколения, чтобы не дать проливаться чистой крови мусульман. Мы, мусульмане, должны быть теми, кто избавит мир от этой жадной капиталистической системы, а после этого выведет людей из поклонения людям к поклонению Господу людей, из тирании правителей — к справедливости Ислама. Сказал Всевышний:

أَفَحُكۡمَ ٱلۡجَٰهِلِيَّةِ يَبۡغُونَۚ وَمَنۡ أَحۡسَنُ مِنَ ٱللَّهِ حُكۡمٗا لِّقَوۡمٖ يُوقِنُونَ ٥٠

«Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (5:50).

 

Абд аль-Карим Абу Мусаб

http://al-wayi.org/archive/233-389/2512-chto-stoit-za-novoj-sirijskoj-konstitutsiej.html

Запись опубликована в рубрике Общее. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s